Учебно-методический материал для студентов

Уважаемые обучающиеся!

В этом 2019/20 учебном году экзамены по дисциплинам “Патологическая физиология” и “Патологическая анатомия” будут проводиться в дистанционном режиме на образовательном портале с использованием тестовых вопросов и заданий. Экзаменационные вопросы составлены в соответствии с рабочими программами. С примерами экзаменационных вопросов Вы можете ознакомиться по ссылке (нажать для начала скачивания): "Примеры экзаменационных задач Патофиз" "Примеры вопросов Патофиз" "Примеры вопросов Патан" "Список макро- и микропрепаратов Патан". В процессе подготовки к экзаменам Вы также можете использовать материалы (презентации лекций, видеоматериалы, методические руководства и др.), представленные на образовательном портале ВУЗа.

Проведение экзамена: Время проведения экзамена на Вашем факультете размещено в рубрике “Новости Кафедры” от 15.05.2020 г.

Вам будет предложен экзаменационный билет, состоящий из 50 тестовых вопросов, на решение которых Вам будет отведено 60 минут. Результаты экзамена будут оглашены в течение одного дня после его окончания. 


Расписание консультаций/отработок преподавателей кафедры общей патологии: 

Бойчук

Сергей

Васильевич

Пн, 15-16

Цыплаков

Дмитрий

Эдуардович

Вт, 15-16

Мухутдинова

Фарида

Ибрагимовна

Ср, 15-16

Петров

Семен

Венедиктович

Чт, 15-16

Зубаирова

Ляйли

Диляверовна

Пт, 15-16

Теплов

Александр

Юрьевич

Сб, 15-16

Рагинов

Иван

Сергеевич

Пн, 15-16

Шакирова

Ася

Закиевна

Вт, 15-16

Фархутдинов

Альберт

Мансурович

Ср, 15-16

Гизатуллина

Насима

Фелюровна

Чт, 15-16

Галлямов

Рафаэль

Мунавирович

Пт, 15-16

Дунаев

Павел

Дмитриевич

Сб, 15-16

Ахметов

Тимур

Рустэмович

Пн, 15-16

Зайцева

Людмила

Юрьевна

Вт, 15-16

Михеева

Екатерина

Геннадьевна

Ср, 15-16

Галембикова

Айгуль

Рафиковна

Чт, 15-16

Иваева

Розалина

Азгатовна

Пт, 15-16

Хисматуллин

Рафаэль

Рафикович

Сб, 15-16

Никулина

Дарья

Петровна

Пн, 15-16

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ - ЭКЗАМЕНА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО,  МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ:

I этап – РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ (во время экзамена). Этап будет проходить по билетам. Каждый билет будет содержать 1 ситуационную задачу из следующих тем: Нарушение кислотно-щелочного баланса; Патология иммунной системы (иммунодефицит); Патология тканевого роста (канцерогенез); Патология крови (гемограмма); Патология сердечно-сосудистой системы (ЭКГ); Патология почек (общий анализ мочи). Максимальный балл за решение ситуационной задачи - 40.

Пример билета с ситуационной задачей:

ЭТАЛОН ОТВЕТА: 1) рН за рамками нормы 7,35-7,45; 2) парциальное напряжение за рамками нормы 35-45 мм.рт.ст. - гипокапния; 3) общая концентрация буферных анионов снижена 46-52; 4) стандартный бикорбонат снижен 21-25; 5) имеется дефицит буферных оснований -2,5 - +2,5; Тип расстройства КОС - негазовый декомпенсированный ацидоз. Причины - сахарный диабет. Механизм развития - пусковыми факторами развития кетоза является относительное преобладание контринсулиновых гормонов. Абсолютный или относительный дефицит углеводов стимулирует липолиз с целью обеспечения энергетических потребностей организма. Усиленный липолиз приводит к тому, что в печень поступает слишком много свободных жирных кислот, которые там трансформируются в «универсальный метаболит» — ацетил-коэнзим А, поступление которого в цикл Кребса ограничено в связи с уменьшением количества оксалоацетата (вызванного дефицитом углеводов). Кроме того, снижается активность ферментов, активирующих процесс синтеза холестерина и свободных жирных кислот. В результате остаётся только один путь утилизации ацетил-КоА — синтез кетоновых тел (кетогенез). Кетоновые тела либо окисляются в тканях до углекислого газа и воды, либо выводятся из организма в неизменённом виде почками, легкими, ЖКТ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПО ДРУГИМ ТЕМАМ ЗДЕСЬ

I этап – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (во время экзамена). Этап будет проходить по билетам. Для подготовки к этому этапу экзамена студенту необходимо повторить материалы лекций, работать с конспектами, сделанными на практических занятиях. Студент должен будет дать ответы на предложенные ему 4 вопроса в течение 40 минут.  Максимальный балл - 60. 

Списки тем (вопросов) к экзамену размещены ниже (там, где вопросы к модулям или можно посмотреть в учебно-методических пособиях - см.ниже).

ЭТАЛОН ОТВЕТА: 

1. Этиология – это наука о причинах и условиях возникновения болезни. По широте охвата изучаемого явления этиологию делят на: общую, изучающую общие закономерности происхождения целых групп заболеваний; частную, изучающую причины возникновения отдельных заболеваний. Психологический фактор во многом определяется уровнем стресса жизни и играет возрастающую роль в современном обществе. Создается порочный круг, когда нервно-психические нарушения приводят к усложнению и утяжелению течения соматических заболеваний, а последние способствуют в свою очередь их нарастанию. ЦНС обладает способностью хранить следы разнообразных переживаний на протяжении жизни. Психогенный, в частности, эмоциональный фактор влияет и на течение тех заболеваний, которые не обусловлены им непосредственно. Было отмечено, что от психического состояния человека, от его индивидуальных особенностей зависит, в какой-то мере, прогноз многих инфекционных, хирургических заболеваний и других заболеваний.

2. Патология усвоения жира встречается при: 1) Нарушении эмульгирования; 2) Уменьшении липолитических ферментов. Недостаточное всасывание жира наблюдается: 1) при нарушении усвоения; 2) при избыточном поступлении солей магния и кальция; 3) при усилении перистальтики кишечника (поносы); 4) при торможении синтеза триглицеридов в самой кишечной стенке; 5) при дифеците витаминов А, В2, В6, С. При нарушении всасывании жиров в организме постепенно развивается синдром недостаточности полиэновых  ненасыщенных жирных кислот. Это и составляет патогенетическую сущность нарушения всасывания экзогенного жира. Выделены четыре основные группы липопротеидов: хиломикроны – самые крупные липопротеидные частицы; липопротеиды очень низкой плотности (ЛПОНП) или пре-бета-липопротеиды; липопротеиды низкой плотности (ЛПНП) или бета-липопротеиды; липопротеиды высокой плотности (ЛПВП) или альфа-липопротеиды. Патология транспорта жира проявляется в виде гиперлипидемии. Это имеет место: 1) при блокаде РЭС; 2) при удалении селезёнки; 3) при ослаблении системы внутрисосудистого липолиза; 4) при снижении липолитической активности почечной ткани; 5) при недостатке альбуминов снижается связывание НЭЖК и уменьшается включение их в состав триглицеридов и бета-липопротеидов в печени; 6) при дефиците липокаина. Это всё ретенционные (удерживание, задерживание) гиперлипидемии. Транспортные гиперлипидемии встречаются при усилении липолиза.

3. В основе любого злокачественного новообразования лежит повреждение генома клетки под действием веществ, именуемых канцерогенами. Поэтому процесс «перерождения» нормальной клетки в опухолевую называется канцерогенезом. Различают экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) канцерогены. В группу экзогенных химических канцерогенов входят проканцерогены, которые не обладают канцерогенными свойствами, но после дополнительной метаболической модификации (окисление, гидроксилирование, алкилирование и пр.) в организме они превращаются в канцерогены, способные вызывать появление опухолей. Протоонкогены – гены, контролирующие белки-регуляторы нормальной пролиферации и дифференцировки клеток и способные превращаться в онкогены в результате соматической мутации, точечной мутации регулирующей последовательности (промотора) или транслокации. Мутация протоонкогена меняет структуру белка, что сопровождается повышением его активности. При этом утрачивается регуляция экспрессии соответствующего гена. Таким образом, мутации протоонкогенов приводят к тому, что они превращаются в онкогены, и либо начинают синтезировать свои продукты в слишком больших количествах, либо придают мутантным продуктам повышенную нерегулируемую активность. Гены-онкосупрессоры – гены, кодирующие регуляторные белки, ингибирующие аномальный рост и трансформацию клеток. В настоящее время описано более 10 генов-супрессоров опухолей. Ген р53 – наиболее изученный пример гена-супрессора опухолей. Этот ген кодирует ядерный фосфопротеин с молекулярной массой 53 кД, который препятствует вхождению клеток в S-фазу и амплификации ДНК при наличии в клетке генетических поломок (мутаций).

4. Нарушения функции печени могут развиваться под влиянием инфекционных факторов, токсических веществ экзогенной и эндогенной природы, вследствие дефицита белков, незаменимых аминокислот, липотропных веществ, витаминов, при расстройствах  системной и регионарной гемодинамики, гипоксии, радиационном воздействии и т. д. В зависимости от природы причинного фактора, продолжительности его воздействия, индивидуальной чувствительности организма возможно развитие как острых, так и хронических процессов в печени. При этом под влиянием повреждающих факторов возникают дистрофические и некротические изменения гепатоцитов. Выделяют 4 основных патологических синдрома поражения печени: Синдром цитолиза обусловлен нарушением проницаемости мембран гепатоцитов и их органелл, приводящим к выделению составных частей клеток в межклеточное пространство и кровь. Синдром холестаза обусловлен нарушением желчевыделительной функции печеночных клеток с нарушением образования желчной мицеллы и поражением мельчайших желчных протоков. Синдром печеночно-клеточной недостаточности отражает изменения основных проб печени, оценивающих поглотительно-экскреторную, метаболизирующую и синтетическую функции печени. Иммуновоспалительный синдром обусловлен сенсибилизацией клеток иммунокомпетентной ткани и активацией ретикулогистиоцитарной системы. Портальная гипертензия – это комплекс расстройств, развивающихся в результате нарушения кровотока в портальных сосудах, печеночных венах или нижней полой вене и последующего повышения давления в системе воротной вены как причина нарушения функций печени, связанных с ними патологических сдвигов обмена веществ, перераспределения внеклеточной жидкости между жидкостными секторами организма. Асцит (брюшная водянка) – это скопление свободной жидкости в брюшной полости вследствие роста сосудистого сопротивления на уровне печеночных синусоидов, приводящее к увеличению объема живота.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ:

Экзаменационные (теоретические) вопросы (60 баллов): Всего 3 вопроса. Максимальный балл за один вопрос – 20 баллов.

Критерии оценки

Кол-во баллов

– дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;

– в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность;

– демонстрируются знание по предмету и междисциплинарных связей;

– показано знание профессиональной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие;

– могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа;

15-20

– дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;

– ответ недостаточно логичен с единичными ошибками в частностях, исправленные студентом с помощью преподавателя;

– демонстрируются знание по предмету и междисциплинарных связей;

– единичные ошибки в профессиональной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы правильные, недостаточно четкие;

10-14

– дан недостаточно полный ответ, с ошибками в деталях, речевое оформление требует поправок, коррекции;

– логика и последовательность изложения имеют нарушения, студент не способен самостоятельно их исправить;

– ошибки в профессиональной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в частностях;

5-9

– ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу;

– присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения, студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины, речь неграмотная;

– незнание профессиональной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы неправильные;

1-4

Обучающийся не ответил на вопрос или отказался от ответа на вопрос;

0

Решение ситуационной задачи, состоящей из 4 вопросов (40 баллов):

Критерии оценки решения задачи:

Кол-во баллов

Данные правильно сопоставлены с физиологическими величинами

0-13 баллов

Определены патологические составляющие

7 баллов

Перечислены возможные причины

0-10 баллов

Перечислены возможные механизмы

0-10 баллов

Задача не решена и/или обучающийся отказался от ответа на вопрос

0

 

Итоговая оценка за экзамен рассчитывается в рамках действующей в Казанском ГМУ бально-рейтинговой оценки знаний студентов с учетом оценок, полученных по текущему контролю успеваемости, оценок за модули, оценки за этапы экзамена. Использование в процессе сдачи текущей и промежуточной аттестации электронных гаджетов, шпаргалок, подсказок запрещено. За нарушение академической этики студенты будут незамедлительно отстранены от продолжения аттестации с составлением акта и передачей его в деканат.

Повторное прохождение промежуточной аттестации в форме экзамена с целью повышения положительной оценки допускается однократно по разрешению проректора по образовательной деятельности на выпускном курсе.

Порядок апелляции экзаменационной оценки. 

Студент имеет право подать руководителю деканата (института) письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения экзамена и (или) несогласии с результатами экзамена. Апелляция подается студентом лично не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов экзамена.

Для рассмотрения апелляции создается апелляционная комиссия. В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, проводивший экзамен.

При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена комиссия принимает одно из следующих решений:

- об отклонении апелляции

- об удовлетворении апелляции.

В случае удовлетворения апелляции результат экзамена подлежит аннулированию. Студенту предоставляется возможность пройти экзамен в сроки, установленные приказом ректора для проведения промежуточной аттестации (в т.ч. в составе другой академической группы) или для ликвидации академической задолженности.

При апелляции о несогласии с результатами экзамена комиссия выносит одно из следующих решений:

- об отклонении апелляции и сохранении результата экзамена;

- об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата экзамена.

Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. Апелляция на повторное проведение экзамена не принимается.

Ссылка на локальный нормативный акт СМК П 08-59-19, утвержденный ректором от 11.01.2019 г N 78 "Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся" 


Учебно-методические пособия

для студентов лечебного факультета по патофизиологии 

для студентов педиатрического факультета по патофизиологии  

для студентов медико-профилактического факультета по патологической физиологии 

для студентов стоматологического факультета по патофизиологии - ПГШ 

для студентов фармацевтического факультета по патологии 

для студентов медико-биологического факультета по общей патологии - патологической анатомии, патофизиологии (Медицинская биохимия ) (Медицинская биофизика )

для студентов факультета ФСР и ВСО по патологии (ВСО) 

 

 

Календарно-тематические планы

Патофизиология (лечебный)

Патологическая анатомия (лечебный)

Патофизиология (педиатрический)

Патологическая анатомия (педиатрический)

Патологическая физиология (медико-профилактический)

Патологическая анатомия, секционный курс (медико-профилактический)

Патофизиология - ПГШ (стоматологический)

Патанатомия - ПГШ (стоматологический)

Патология (фармацевтический)

Общая патология - патологическая анатомия, патофизиоилогия (Медицинская биофизика)

Общая патология - патологическая анатомия, патофизиоилогия (Медицинская биохимия)

Патология (ВСО)


Вопросы к модулям

Модуль 1, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль  2, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль 3, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль 4, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль 5, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль 6, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Модуль 7, лечебный Патофизиология   Патанатомия

Экзаменационные вопросы Патофиз   Патан

 

Модуль 1, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Модуль  2, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 3, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 4, педиатрический  Патофизиология   Патанатомия

Модуль 5, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 6, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 7, педиатрический Патофизиология   Патанатомия

Экзаменационные вопросы Патофиз   Патан

 

Модуль 1, медико-профилактический Патофизиология   Патанатомия

Модуль  2, медико-профилактический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 3, медико-профилактический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 4, медико-профилактический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 5, медико-профилактический Патофизиология   Патанатомия

Экзаменационные вопросы Патофиз   Патан

 

  

Модуль 1, стоматологический Патофизиология   Патанатомия

Модуль  2, стоматологический Патофизиология   Патанатомия

Модуль 3, стоматологический Патофизиология   Патанатомия

 

Модуль 4, стоматологический Патофизиология   Патанатомия

 

Модуль 5, стоматологический Патофизиология   Патанатомия 

 

Экзаменационные вопросы Патофиз   Патан

 

     

 

Модуль 1, фармацевтический Патология   

Модуль  2, фармацевтический Патология   

Модуль 3, фармацевтический Патология   

Модуль 4, фармацевтический Патология   

Модуль 5, фармацевтический Патология

Экзаменационные вопросы   

 

  

Модуль 1, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия 

Модуль 2, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия

Модуль 3, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия

Модуль 4, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия

Модуль 5, Медицинская биофизика  Медицинская биохимия 

Модуль 6, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия 

Модуль 7, Медицинская биофизика   Медицинская биохимия 

Модуль 8, Медицинская биофизика  Медицинская биохимия

Экзаменационные вопросы Медицинская биофизика Медицинская биохимия

 

Модуль 1, ВСО

Модуль 2, ВСО