О кафедре

                                                                                                                                                                   Расскажи мне – и я забуду.
                                                                                                                                      Покажи мне – и я запомню.
                                                                                                                                 Дай мне сделать – и я пойму.
                                                                                                                                                                  Конфуций  


 

                     

Кафедра симуляционных методов обучения в медицине Казанского ГМУ была организована по приказу ректора 27 сентября 2017 года. Это самая молодая кафедра нашего университета, ставшая правопреемником и продолжателем традиций Центра практических умений.                                                       

В 2002 году, пионером среди медицинских вузов России было создано специальное подразделение, где студенты могли бы тренироваться в сестринских и врачебных манипуляциях перед встречей с реальным пациентом.

В большинстве европейских стран студенты соприкасаются с реальным пациентом и имеют возможность что либо сделать своими руками лишь на 6-7 году обучения, что связано с особенностями учебной программы и где не последнюю роль играет особый менталитет «европейского пациента».

Поддерживая многолетние прочные научные и дружественные отношения с коллегами из Левенского католического университета (Бельгия), университета Восточная Каролина (США), Ельского университета (США), мы неоднократно обсуждали вопросы профессиональной подготовки студентов на совместных конференциях. Опираясь на опыт наших зарубежных коллег, мы постарались найти новые подходы к процессу преподавания практических умений и контролем за качеством их освоения сочетая подготовку студентов на тренажерах и муляжах с клинической работой.

Для студентов старших курсов большие надежды возлагались на внедрение программы «стандартизированный пациент». Это ролевая игра позволяющая почувствовать студенту себя в роли врача-исследователя, один на один с пациентом в обстановке максимально приближенной к реальной. С этой целью была создана вторая очередь Центра практических умений. Спланированная таким образом, чтобы академическая группа студентов могла индивидуально работать с пациентами. Было шесть оборудованных мест с видеоконтролем и аудиоконтролем, позволяющими оценивать преподавателю работу каждого студента у постели больного. Обязательным компонентом этого общения служил последующий, совместно с преподавателем, разбор допущенных врачом «ошибок». Это технически осуществлялось при помощи постоянной видеозаписи всего процесса работы студента и «стандартизированного пациента», роль которого играет специально подготовленный актер. Получив и изучив легенду «своего» заболевания он демонстрировал характерные жалобы и симптомы. Наблюдение за происходящим в реальном времени на мониторе, который расположен в учебной комнате позволял и другим студентам участвовать в процессе и выступать в роли «клинических экспертов». Опыт наших коллег из университета Восточная Каролина (США), которые вот уже 12 лет используют данную методику, которая в настоящий момент получила статус общегосударственного экзамена для всех медицинских вузов США, показал его высокую эффективность у студентов старших курсов.

Новым направлением в развитии нашего здравоохранения стало создание системы семейного доктора. И в этом плане на базе Центра был смоделирован кабинет врача общей практики, позволяющий на тренажерах и муляжах отработать те ситуации которые могут возникнуть в реальной жизни. В частности: обследование молочных желез, пальцевое ректальное обследование, гинекологический осмотр, осмотр наружных слуховых проходов и глазного дна, все это может быть реализовано на базе данного кабинета.

За это время произошли большие изменения в развитии различных тренажеров, учебных методик и  необходимости доклинического тренинга студентов. Поэтому назрела реальная необходимость придать центру статус кафедры и четко определить те задачи, которые должны быть решены в подготовке студентов на доклиническом этапе.